Что такое эковоспитание детей? Кто должен им заниматься — родители или школа? Какой инструментарий при этом использовать? Насколько сегодня актуальны экологические проблемы Украины, и как изменится экология нашей страны через 3-5 лет? На эти вопросы ответила Светлана Берзина, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета», международный аудитор систем менеджмента качества и экологического менеджмента, эксперт Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) по вопросам устойчивого потребления и производства, экологической сертификации и маркировки.

Что такое эковоспитание детей – это необходимость или новомодный тренд?

Экообразование и воспитание на пороге третьего тысячелетия, – необходимая составляющая гармоничного и безопасного развития на глобальном уровне. Экологическое образование, воспитание, информирование и содействие ресурсоэффективному и экологически дружественному потреблению определены в программных документах Всемирного саммита ООН по проблемам развития человечества, как одни из важнейших и необходимых составляющих для обеспечения перехода к гармоничному и устойчивому развитию всех стран мира. Это положение отображено и в последних международных документах, в том числе международных конвенциях, ратифицированных Украиной.

Насколько эковоспитание важно для детей и подростков?

Человек по своей природе стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от кли­мата, нехватки пищи, избавиться от вредных для него жи­вотных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!). Своим неуемным потребительским отношением к окружающему миру мы, сами не осознавая, разрушаем его. Остановить развитие событий помогут лишь знания и практические навыки о том, как ими управлять. И эти знания возможно получить лишь через всеобщее экологическое просвещение людей, начиная с детского сада.

Какова ситуация с экообразовательными программами в Украине?

Несмотря на то, что в Стратегии экологической политики до 2020 г. проблемы экологического образования и воспитания четко определены, а цель № 1 сформулирована как «Повышение уровня общественного экологического сознания», к сожалению, на практике с 2011 года ни один проект в этой сфере не получил бюджетной поддержки. Эковоспитанием детей, как правило, занимаются педагоги-энтузиасты, которых из года в год становится все меньше, а также общественные организации при технической поддержке партнеров и доноров. Например, экологический проект «Уроки по охране окружающей среды» для учащихся средних классов, который внедряется по инициативе и при финансовой поддержке общественного объединения «Зеленый центр «Метинвест» в партнерстве со Всеукраинской общественной организацией «Живая планета». В рамках проекта издана книга и игры для ребят, для педагогов разработан рекомендованный план занятий и методические пособия для интересной и доступной формы использования материалов проекта в учебно-воспитательной работе. Ознакомиться с материалами проекта можно по ссылке.

Кто должен заниматься эковоспитанием — родители или школа?

И родители, и школа. Немаловажна роль и внеклассной работы на базе кружков и секций. Ведь речь идет не только о получении экологических знаний. Главное — интерес, а вызвать его может не только предметный подход, но и игровая форма, практика и возможность оценить результат. Хочу отметить, что учитывая низкий уровень экологической культуры в Украине, важная роль в эковоспитании все-таки отводится учебным заведениям: садикам, школам, вузам. Они должны быть «локомотивом». Но если в школе текут краны, не утеплены на зиму окна и не установлены энергосберегающие лампы, абсурдно разъяснять детям важность мероприятий по ресурсосбережению.

Какие вопросы и проблемы стоит поднимать во время уроков эковоспитания?

Важны практические занятия и оценка результативности изменений. Например, если стоит задача по сбережению электроэнергии, необходимо изучить, какой прибор сколько потребляет энергии, провести энергетический аудит школы, разработать план по энергосбережению, сделать расчеты по его эффективности, с точки зрения экономии ресурсов и средств, сокращения выбросов парниковых газов. Это дает ответ на вопрос, как каждый из нас может повлиять на предотвращение глобальных кризисных процессов. Как экономить ресурсы и средства (с учетом системного подорожания ресурсов и коммунальных платежей, этот вопрос один из актуальных)? Как выбрать продукцию более безопасную для окружающей среды и здоровья? Еще один немаловажный фактор — патриотизм. На мой взгляд, это понятие должно быть неразрывно связано с любовью к своей стране, природе и природным ресурсам. Важно изучать не только природные объекты, животный и растительный мир, но и эти объекты и миры в своем регионе, реализовывать практические мероприятия по их сохранению.

Есть ли специальная литература, видео, сайты на данную тему? Что вы порекомендуете родителям, учителям и детям?

Есть, вот некоторые ресурсы, которые доступны в интернете: сайт Всеукраинской общественной организации «Живая планета» и портал потребителя по устойчивому потреблению. Международный проект «Образование для устойчивого развития в действии». «Зеленый пакет» — междисциплинарный комплект, который содержит пособие с планами проведения занятий и материалами для учащихся, видеокассету с анимационными клипами и учебными фильмами и компакт-диск с обширной информацией, доступной в интерактивном режиме, которая охватывает 22 темы в области окружающей среды и устойчивого развития. Для родителей я порекомендую ознакомиться со специальным руководством, как выбрать более качественную и безопасную продукцию для своих детей.

Какова экологическая ситуация в Украине?

В Украине экологическая ситуация в целом характеризуется как кризисная. Это оценка национальных и международных экспертов по ряду исследований отображена в Стратегии государственной экологической политики до 2020 г., утвержденной Законом Украины. К сожалению, с момента принятия Стратегии (2011 г.), ситуация по многим вопросам только ухудшилась. Ключевые экологические проблемы: загрязнение водных ресурсов (Украина из 120 стран мира занимает 105-е место по уровню загрязнения вод), загрязнение атмосферного воздуха, вырубка лесов и утрата биологического разнообразия, отходы, сокращение средней продолжительности жизни украинцев — примерно 65 лет, война на востоке Украины (одним из самых опасных экологических последствий ведения боевых действий является загрязнение природной среды при аварийном нарушении работы крупных промышленных предприятий). Перечень проблем можно продолжать… И решать их придется не одному поколению.

Каков ваш экологический прогноз для Украины на ближайшие 3-5 лет?

Только сбалансированное сочетание экономических, экологических и социальных факторов развития страны поможет ей стать на путь устойчивого развития и достичь европейского уровня качества жизни. Украина имеет все возможности применять лучший мировой опыт у стран, которые внедряют принципы устойчивого развития — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, — и войти в список стран-лидеров по качеству жизни. И если мы пойдем этим путем, не декларативно, а реально, применяя на практике инструменты устойчивого развития, мы достигнем цели – достойного качества жизни в качественной окружающей среде.

Что необходимо предпринять самим украинцам, чтобы повлиять на улучшение экологической ситуации в стране?

Когда речь идет об экологических проблемах, многие из нас думают: «От меня все равно ничего не зависит» и ошибаются. Зависит. Каждый должен позаботиться о здоровье и окружающей среде, в которой он живет, лишь тогда можно надеется на положительный результат в целом.

Как это сделать? Самое простое, изменить некоторые потребительские привычки и предпочтения. Множество примеров и практических советов вы найдете на портале для потребителя по устойчивому потреблению.

Беседовала Ира Керст. Фото: Джон Вильгельм

Оригинал статьи: womo.com.ua